Уполномоченный в школе - это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов обучающихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений.
Основные функции и задачи Уполномоченного:
- содействует правовому просвещению участников образовательного процесса;
- содействует восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
- оказывает помощь законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;
- обеспечивает взаимодействие обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.
Область взаимодействия уполномоченного
Уполномоченный по правам ребёнка в Ярославской области
Степанова Татьяна Александровна тел. 8 (4852) 40-07-90, 40-15-02, 40-10-54
Адрес: 150000, г. Ярославль, Советская пл., д.3
Email: stepanovat@region.adm.yar.ru
Интернет-сайт Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области
http://www.yarregion.ru/depts/uppr/default.aspx
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в школе
Пеункова Марина Геннадьевна (учитель математики) тел. 74-64-01
Приём участников образовательного процесса: четверг с 14.30 до 16.30,кабинет 25 (2 этаж)
Положение об Уполномоченном по защите прав участников воспитательно-образовательного процесса
Выписка из решения Управляющего совета и педагогического совета
Календарь правовых дат
1 июня— Международный день защиты детей.
4 июня — Международный день детей – жертв агрессии.
20 ноября — Всемирный день прав ребенка.
24 ноября - День матери
3 декабря — Международный день инвалидов
10 декабря — День прав человека.
12 декабря — День конституции Российской Федерации
Вам, взрослые, на заметку!
Профилактика конфликтов
При вступлении в конфликт:
- определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);
- определите ваши ценностные альтернативы;
- выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;
- проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);
- определите причины возникновения конфликта;
- проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;
- выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;
- определите свои задачи;
- выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов.
Возьмите на себя управление разрешением конфликта:
- проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.);
- в начале переговоров используйте «Я– сообщение», «Активное слушание»;
- дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;
- не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;
- обосновывайте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.
Как избежать ненужных конфликтов? Существует ряд правил:
- не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;
- создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
- попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
- не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступков;
- заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
- умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
- признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
- если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.
Годовой план работы Уполномоченного по правам участников образовательного процесса на 2014-2015 уч.год.
Цель: обеспечение защиты прав ребенка, их соблюдение педагогами и родителями воспитанников.
Задачи:
- создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
- формирование у детей социальной ответственности, способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей;
- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, внешнего облика и физических недостатков;
- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
- воспитание уважения к достоинству и мнению другого
- создание в ОУ правового пространства;
- повышение уровня правовой культуры педагогического состава ОУ и родителей;
- создание условий для организации взаимодействия семьи и ОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правой воспитательный процесс;
- формирование у родителей понимания ответственности за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения .
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
|
1. Методическая работа |
|
1. |
Изучение нормативно – правовой базы по защите прав человека |
В течение года |
2. |
Утверждение регламента работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса |
сентябрь |
3. |
Создание на сайте школы странички Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса и размещение на ней информации о его деятельности, регламенте работы. Работа с сайтом. |
В течение года |
5. |
Ведение журнала регистрации обращений |
сентябрь |
6. |
Оформление информационно – правового стенда в школе для родителей и учащихся. Обновление стенда |
октябрь |
7. |
Непрерывное самообразование Уполномоченного по правам и изучение новой информации |
В течение года |
8. |
Участие в семинарах, совещаниях института уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса |
В течение года |
|
2. Работа с учащимися |
|
1. |
Тематические классные часы «Правила школьной жизни» |
В течение года |
2. |
Беседа в 7-11 классах «Ваш правовой статус» |
Октябрь ноябрь |
3. |
Индивидуальное консультирование обучающихся по вопросам прав ребенка и их нарушению, работа с обращениями |
В течение года |
4. |
Организация встреч с инспектором ПДН, с целью проведения лекций и бесед на правовую тематику |
В течение года |
5. |
Конкурс рисунков и плакатов: «Дети против жестокости» |
ноябрь |
|
3. Работа с родителями |
|
1. |
Выступление на родительских собраниях: «Кто такой Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса?» (информирование родителей о наличии Уполномоченного в школе и специфике его деятельности. Презентация); «О правах участников общеобразовательного процесса»; «Обязанности родителей в отношении своих несовершеннолетних детей» |
октябрь |
2. |
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам прав ребенка, прав родителей и их нарушению, работа с обращениями |
В течение года |
4. |
Индивидуальная работа с родителями, чьи дети состоят на ВШУ, на учете в КДН, в ПДН. |
В течение года |
5. |
Содействовать в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях |
В течение года |
|
4. Работа с педагогами |
|
1. |
Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам их прав, работа с обращениями |
В течение года |
2. |
Лекторий для педагогического сообщества по проблемам жестокого обращения с детьми со стороны взрослых участников образовательного процесса (Методическое объединение классных руководителей 1-11 классов) |
декабрь |
3. |
Выступление на педсовете «Права участников общеобразовательного процесса» |
март |