Страница обновлена 07.02.2019

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 13" г. Ярославль

Страница обновлена 07.02.2019
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 13" г. Ярославль

Интересные сайты:

2. Профориентация Грэйс школьников и взрослых в России

3. "E-xecutive.ru: справочник профессий"

4. "Российское образование"

тест по профориентации 1   

тест по профориентации 2    

тесты на выбор профессии     

тесты по профориентации 3      

ПрофГид тесты по профориентации          

Профориентация: кем стать?             

Тяжела и неказиста жизнь… 

Подавляющее большинство людей ходят на работу только потому, что надо же где-то зарабатывать? 80% сотрудников отбывают положенный срок рабочего времени, проводя его в ожидании выходных, зарплаты и отпуска. Общение с коллегами и небольшие праздники-междусобойчики позволяют слегка скрашивать трудовые будни, но не более. Собственно работа воспринимается как неизбежность, к которой надо привыкнуть и попытаться найти плюсы, закрывая глаза на минусы.  

Почему призвание надо искать?

Конечно, можно быть относительно довольным свои социальным и материальным положением, реализовать себя в карьере, в семье, в хобби, в отношениях с друзьями. Но если вы сумеете раскрыть природный талант,  найти свое призвание, то тогда вы узнаете, что такое быть по-настоящему счастливым человеком. Вас не нужно будет заставлять задерживаться на работе, увлеченно занимаясь любимым делом, вы и не заметите, как пролетит рабочий день. Всем известна  эта формула по-настоящему счастливого человека – с работы хочется идти домой, а из дома – на работу. 

И кстати, занимаясь любимым делом, можно стать не только счастливым, но и обеспеченным человеком.

За талантливыми работниками охотятся умные работодатели, не скупясь на предложения.

Как заметил директор одной из фирм: «Есть хорошие, добросовестные работники, они все сделают, как надо, представят отчет в положенный срок и ничего не упустят. Они сделают ровно то, что им поручили на 5 с плюсом… А бывают сотрудники, которые ведут себя  неорганизованно, непредсказуемо – могут пропустить важную встречу, будут переносить бесконечно сроки заказа, опаздывать везде. Вам будет казаться, что он непрерывно «тупит» или просто издевается… Но когда вы будете уже в «точке кипения» и готовы его убить, он наконец представит проект,  в котором будет столько креатива и новых возможностей для компании, что результат превзойдет все ваши ожидания…»

Идеально: 2-3 таланта, но умеющих себя организовать, образуют мощный двигатель любой бизнес-идеи.

Что вам мешает найти свое призвание?

Простой вопрос друзьям: «Чем бы вы занимались, если бы денежные и социальные вопросы вас бы не волновали?» – заставил многих задуматься. Инженер-химик, всю жизнь проработавшая в лаборатории, вдруг сказала: «Я бы цветы выращивала и продавала». Что же мешало заняться любимым делом? Ответ: «Как-то несерьезно все это мне казалось – цветочки».  Девушка, еще будучи школьницей,  отлично шила, модели поражали оригинальностью и изысканностью кроя, но… портниха, швея – это было не престижно. В итоге – педагогический вуз, работа, которая не приносит удовольствия, скромная зарплата, усталость и катастрофическая нехватка времени на любимое дело – дизайн и пошив одежды.

 Какие мысли мешают вам все бросить и заняться любимым делом?

– Сейчас уже поздно, надо было раньше

– А вдруг я не смогу заработать на своем таланте?

– Да кому нужны мои таланты.

– Мне нужно кормить семью, а не заниматься прожектами.

– Не хватает квалификации, образования.

– Я не уверен, что точно знаю свое призвание.

– Я мало знаю о той области, в которой мне хотелось бы работать.

Предлагаем не ждать, пока вопросы  и проблемы нереализованного человека начнут отравлять вам жизнь, и начать уже сейчас. Давайте попробуем определить ваш талант! Для начала узнаем…

Что же такое талант?

Александр  Круглов в своей книге «Талант» пишет:

«…Действительно, все, чего можно добиться планомерным упорным трудом, что шаг за шагом, ступенька за ступенькой приближает нас к некоторому искомому результату – может вдруг оказаться совершенно ненужным. Трудолюбива – «посредственность». Ибо вмешательство таланта дает результат неожиданный: перенесет через сотни ступенек или вовсе проигнорирует ту лестницу, по которой карабкался труд, приведет к цели, которую ты до того и не видел. Работа таланта незрима, сознание о ней ничего не ведает (точнее сказать, может судить о ней лишь по косвенным признакам, часто – по своеобразной скуке)…»

«…Любые таланты – это способность потратить сил больше, чем их тратит любое прилежание; это умение особого напряжения (невооруженным глазом не всегда и видимого), умение вдруг добиться от себя невозможного, сверхтрудного…

В общем, не может талант – «кое-как». Лишь неумехам все легко. Талант же – это понимание трудного. Талантливому с трудом дается и то, что другим легко, и то, что им невозможно..»

«…Талант – легок, талант – от избытка, – так что большому таланту естественно быть и «разносторонним» и «универсальным»; заметив в человеке особый талант к чему-то, можно ожидать его и во многом другом. Трудно представить, что природа, оказавшаяся в чем-то к человеку безмерно щедрой, окажется во всем прочем совсем уж скупой….»

Из Википедии: 

Талант — присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума».

В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

1.     вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)

2.     цифровой (характерен для математиков, программистов)

3.     слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)

4.     пространственный (дизайнеры и художники)

5.     физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)

6.     личностный (его также называют эмоциональным, отвечает за то, что человек говорит сам себе)

7.     межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)

8.     талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

Что можно посоветовать будущим абитуриентам, выбирающим специальность? 

Очень хорошо, если выпускник давно определился с вузом и специальностью и твердо следует выбранной цели. Но, к сожалению, такой идеальный вариант встречается редко. Гораздо чаще бывшие школьники не знают, кем хотят стать, поступают в учебное заведение за компанию или по совету родителей, или еще лучше – по принципу, куда возьмут с набранными баллами…

- Если так случилось, и профориентация не произошла  – не было сопутствующей программы в школе, не помогли тесты, то, как мне кажется, есть смысл не лететь сломя голову после школы в следующее учебное заведение, а подождать годик – другой.

Я, например, точно знаю, что в Америке это обычное дело – после школы оглядеться пару лет – созреть для дальнейшего обучения. Дети после школы устраиваются на простые работы, работаютволонтерами, нарабатывают опыт общения в коллективе и получают рекомендации от работодателей. Попутно читают, изучают предложения университетов, совершают какие-то поступки, ошибки, взрослеют. Через какое-то время приходит жажда знаний. И вот тогда уже человек делает осознанный выбор в пользу той или иной специальности.


Хулио Иглесиас учился на бакалавра с перерывами почти 35 лет! Оставлял обучение, возвращался. Он получил, в конце концов,  заветный диплом. Тем не менее, такой долгий путь в образовании не помешал ему стать успешным и приобрести мировую известность…


Выпускник хочет поступить на специальность, которая ему нравится. Но для этого необходимо сдавать еще один, довольно сложный экзамен. А с теми предметами, которые уже сданы, он сможет поступить гарантированно, хотя и не на столь желанную специальность. Чему отдать предпочтение?

Если человек твердо решил пойти туда, куда мечтает, то сдавать или не сдавать предмет – такой вопрос перед ним просто не встанет. Он сделает все, чтобы выучить и сдать. Но если сомнения в успешной сдаче экзамена присутствуют, то можно пойти и более реальным путем, выбрать, так сказать, синицу в руках…

Посоветовать тут, пожалуй, ничего не получится. Вот я скажу – верьте в свою мечту, идите за ней несмотря ни на что! Но если ваши возможности, ваш дух, ваша воля на сегодняшний день не готовы преодолевать определенные трудности, то ничего стоящего для себя из моего совета вы не почерпнете.

Вообще выбор профессии не происходит раз и навсегда, жизнь мобильна. Может быть, вам придется осваивать потом смежную специальность или вы найдете работу на стыке имеющейся и той, о которой мечтали. Любой ваш выбор сейчас может быть успешным или не очень, но только по прошествии времени вы поймете, что именно вам было необходимо, а что не пригодилось совсем.  

А если хочется и туда и сюда и еще в 2-3 места сразу? Что поможет сделать правильный выбор?

Самый простой способ определиться – это услышать себя. Но это одновременно и самый сложный способ. В потоке внешних голосов (родственники, друзья, всевозможные СМИ), очень трудно сосредоточиться и услышать свое «Я». Попробуйте выделить для этого специальное время раз в день, посидите в одиночестве, в тишине. Переберите варианты в уме, задайте себе вопрос и попробуйте услышать ответ внутри себя.

Как правило, через 5-10 минут такого сиденья, вам захочется встать, выскочить на улицу, пойти по своим делам… Но человеку, который не умеет найти время, чтобы услышать себя, советовать что-либо бесполезно. Он послушает тот голос, который будет громче «кричать» на тот момент.

Родители настаивают на определенной профессии, делают максимальные усилия, чтобы облегчить поступление в выбранный вуз… Доверится родительскому чутью или все-таки идти своей дорогой? А вдруг ошибка?

Ответственность за свою судьбу вырабатывается как раз в возрасте 17-18 лет. Хотя в это время еще существует «слабость» –  зависимость от родителей (территориальная, финансовая, психологическая). Многие боятся взять на себя ответственность за свою судьбу и часто вынуждены следовать родительским наказам.

И родители, сами того не осознавая, частенько «захватывают» в свои руки судьбу и волю своих детей. Они исходят из своего опыта, им кажется, что они точно знают – как надо жить. Но мир родителя, пусть даже прожившего долгую жизнь, это мир ОДНОГО человека. За ним можно не увидеть всего огромного мироздания, не увидеть всех его возможностей!

Все-таки я убеждена, что нужно, как бы это ни было трудно, выбирать свою дорогу. И не думать, что этим вы предаете своих родителей. Поблагодарите их за заботу и объясните, что у вас, как и у них, есть право на ошибку, на поиск. Когда заниматься поиском себя как не в молодости?

Вообще хороший родитель должен быть всегда рядом как поддерживающий, но не вмешивающийся в дела и судьбу ребенка человек.  Оговорюсь – это очень трудно, но в этом совершенство родителя – уважать выбор своих детей.

Что можно сказать о профориентационном тестировании, насколько они помогают?

Я провела огромное количество тестов и хочу сказать, что даже самые серьезные из них могут ошибаться. Ведь человек отвечает на вопросы, находясь на тот момент в определенном состоянии. Изменится состояние – изменятся и ответы.

Можно, конечно, скажем, определить направление деятельности – нравится ли больше общение с людьми или есть склонность к работе с техникой или цифрами, а может к организации чего-либо. Но работу над собой, самостоятельное осознание своей индивидуальности ничто не заменит.

Устройте тест себе сами. Очень хотите стать врачом? Я посоветовала бы сначала посетить любое лечебное учреждение, посидеть в очереди, пообщаться с больными, с врачами, с медсестрами. Вы увидите, что кроме собственно лечения недугов и облегчения боли есть еще огромное количество бумаг, которые надо заполнять, есть выезды на дом. Существуют такие тонкости и нюансы профессии, о которых вы можете и не догадываться. И если после всего этого ваше решение стать врачом не изменится, значит, путь выбран правильно.

Если на 2-3 курсе вдруг решил сменить профессию?

В моей практике я частенько сталкиваюсь с таким кризисом в середине обучения. Молодежь обычно принимает решения резко, не нравится – уйду. Но сначала надо решить, не откуда уйти, а куда пойти. И вот пока нет четкого решения на второй вопрос, лучше не предпринимать никаких действий. Волевым решением заставить себя продолжать пока делать то, что делал – учиться. Вот когда все осознается четко и выстроится в логичную цепочку, можно и сменить вуз или специальность. Можно просто взять тайм-аут, осмотреться и принять решение. Такие периоды раздумья, внутренней сосредоточенности необходимы каждому человеку.

Бывает, что решение принято и на самом деле надо уйти. Здесь придется пережить весь кризис ухода, и в первую очередь, непонимание родителей. На первый план выходят, конечно, затраченные усилия по поступлению, деньги, нервы. Но подумайте, ведь вы все равно получили какие-то знания, какой-то опыт – разве это не стоит определенных усилий и средств? Можно сказать, что вы заплатили за то, чтобы понять, что вам НЕ НАДО.


Эдисон, изобретая щелочной аккумулятор, провел несколько сот тысяч опытов. Большинство из них оканчивались неудачей. Но и в неудачном исходе эксперимента Эдисон видел лишь приближение к цели по методу исключения непригодных решений.


Если выбор для вас очевиден, то лучше осуществить поворот в своей судьбе раньше, чем потом жалеть о не сделанном шаге всю жизнь.

5 «Не» в заключении:

1. НЕ бойтесь перемен!

С каждым годом количество новых профессий все увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будьте готовы учиться всю жизнь – повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющейся, сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная вами профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.

2. НЕ думайте только о престижности профессии.

Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.

3. НЕ смотрите только на внешнее проявление профессии.

За легкостью сценического, кинематографического образа, не виден ежедневный, иногда довольно тяжелый и однообразный труд актера. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из «первых рук», прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения.

4. НЕ выбирайте профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье.

Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.

5. НЕ бойтесь никакого своего решения.

У вас есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимайте инструкции буквально, придумайте свой творческий способ выбора профессии. Разработайте собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.

Что нужно знать при выборе учебного заведения?

 Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях. Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)?

 Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

• Какова продолжительность обучения?

• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

• Адрес учебного заведения и его полное название?

 

Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

• Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

Справочник профессии

          ЖЕЛАЕМ УСПЕХА                   

                                                   Ю.В. Оливенко, педагог – психолог