Секреты успешной учебы
Секрет 1. Учись, обучая
Именно этот секрет нам хотелось бы тебе раскрыть первым, потому что в дальнейшем он может помочь тебе освоить остальные.
Итак, повторим: чтобы что-то хорошо усвоить самому, можно (и нужно!) обучить этому другого!
Если ты решил воспользоваться нашими памятками и освоить секреты успешной учебы, выбери человека (своего друга, подругу или просто одноклассника, брата или сестру), которому ты будешь помогать в учебе. Конечно, этот человек должен согласиться принять твою помощь (ты должен убедиться в том, что ему действительно это нужно)! Передавать секреты успеха в учебе можно и взрослому: маме, папе, бабушке, дедушке…
Только не перегружай информацией своего слушателя, предлагай ее "маленькими порциями"!
Секреты успеха на уроке
Успех на уроке обеспечивает не только качественная самостоятельная подготовка к нему, но и эффективная работа во время урока. Анализ ответов твоих одноклассников поможет не только лучше усвоить материал, но и усовершенствовать твои собственные ответы по форме и содержанию.
Ø Подготовить все необходимое для урока до звонка.
Ø Не отвлекаться, сосредоточиться на задании.
Ø Не выкрикивать с места, поднимать руку.
Ø Не жевать на уроке.
Ø Не болтать с соседом по парте.
Ø Не списывать.
Ø Подготавливать свой ответ.
Ø Соблюдать правила этикета.
Ø Сидеть ровно.
Ø Выключать мобильные телефоны.
Ø "Перерабатывать" информацию.
Готовясь к ответу на уроке:
1. Припомни содержание материала.
2. Подумай или запиши план ответа.
3. Выдели самое главное в теме, при ответе сконцентрируй на этом внимание.
4. Каждое положение обязательно доказывай, приводи примеры, но коротко и ясно.
5. Обязательно делай обобщения и выводы из сказанного.
6. При необходимости пользуйся таблицами, схемами, пособиями, моделями.
7. Если твой ответ требует доказательства экспериментом, подготовь заранее все необходимое.
Секреты планирования
Слово "планирование", скорее всего, не ассоциируется у тебя с каким-либо интересным и увлекательным занятием.
Но именно планирование может стать твоим верным другом и помощником в учебе, своеобразным "ангелом-хранителем" от стрессов и неприятных неожиданностей. Существует мнение, что мы устаем от несделанных дел и особенно от того беспорядка в голове, который возникает, когда нерешенные проблемы накапливаются и наслаиваются одна на другую.
Кроме того, планирование помогает человеку затрачивать меньше времени на однообразную и скучную работу. Умение планировать обеспечит не только успех в учебе, но и будущие высокие профессиональные достижения.
С чего начинается планирование?
В первую очередь, необходимо уметь выделять главное, то есть тебе предстоит научиться выстраивать проблемы и дела по степени важности.
Затем определи цели и составь план действий, необходимых для ее достижения.
Важно также научиться отслеживать выполнение плана и оценить полученный результат.
Составив свой распорядок дня, ты проверишь полученные в этом разделе книги знания и умения. И не забудь, пожалуйста, отметить свои первые достижения, воспользовавшись ЛЕСЕНКОЙ УСПЕХА.
Читая приведенные ниже памятки и выполняя задания, пользуясь приложениями, не забудь о правиле "учись обучая".
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
1. Определи, в чем заключается твоя проблема.
___________________________________________________________
- Подумай о возможных причинах ее возникновения.
____________________________________________________________
- Реши, что является наиболее вероятной причиной проблемы.
_____________________________________________________________________________
4. Подумай, какие способы решения данной проблемы возможны.
_____________________________________________________________________________
5. Тщательно собери необходимую информацию о возможных последствиях того или иного способа решения проблемы.
_____________________________________________________________________________
6. Проанализируй каждый из возможных способов решения, взвешивая все "за" и "против".
_____________________________________________________________________________
7. Прими наиболее оптимальное решение.
Секреты успешной домашней работы
Домашняя работа
К сожалению, школа, в которой не задают (или почти не задают) домашних заданий, – большая редкость. А раз домашнюю работу все-таки делать нужно, давай вместе подумаем, как организовать самостоятельный труд, чтобы он отнимал меньше времени и сил. В первую очередь, вернись к СЕКРЕТАМ ПЛАНИРОВАНИЯ и вспомни все, о чем мы уже говорили. Если режим дня ты соблюдаешь, значит волевые усилия уже стали твоими помощниками. И в выполнении домашней работы без них тебе, конечно же, не обойтись.
Итак, как лучше организовать самостоятельный труд:
· Усилием воли усади себя за письменный стол.
· Подготовь рабочее место: на столе не должно быть ничего (обрати внимание, что мы не добавляем слова "лишнего", то есть стол должен быть абсолютно чистым).
· Распредели время и следи за его расходованием в соответствии с планом работы (о том, как это делать, мы скажем ниже).
· Чередуй выполнение "трудных", "легких", письменных и устных заданий.
· Сделай один короткий (не более 15 минут) перерыв: немного подвигайся (можно потанцевать) под музыку, выпей сока или минеральной воды и продолжай выполнение домашних заданий.
· Выполнив домашнюю работу, внимательно собери все необходимое к следующему учебному дню в портфель (сумку).
· Обязательно отдохни!
Раскрывая секреты успешной учебы, мы особо хотим отметить важность хорошего, полноценного отдыха. Чередование разных видов деятельности (умственной и физической) поможет тебе "отключаться" от однообразной работы. Итак, повторим и запомним:Секреты хорошего отдыха
Лучший отдых – другая деятельность!
Во время занятий твои глаза, нервная система напряжены. Поэтому после окончания уроков не стоит сидеть перед телевизором или у компьютера. Лучше побыть немного на свежем воздухе, подвигаться. Если погода не позволяет совершить прогулку, послушай приятную, веселую музыку, потанцуй или выполни не слишком сложный комплекс упражнений. Главное, чтобы отдых не затянулся на неопределенное время. ПОМНИ О РАСПОРЯДКЕ ДНЯ! Начать выполнение домашней работы нужно своевременно, в противном случае, ты устанешь еще больше, сидя за уроками до поздней ночи!
Если ты очень устал от физической нагрузки, отдохни в тихом месте под спокойную музыку или почитай любимую книгу. Хорошо, если получится прогуляться у воды.
Вечером можно принять теплую ванну, добавив в воду отвар успокаивающих трав.
Интересно провести свободное время тебе помогут педагоги центров досуга и отдыха, тренеры спортивных секций и т.д. Ниже мы расскажем, как выбрать себе занятие по вкусу.
Как выбрать себе занятие по вкусу
· Проанализируй свои интересы, склонности, потребности и возможности, заполнив таблицу 7.
· Собери информацию о кружках и секциях: 1) внутришкольного центра дополнительного образования; 2) районных клубов и домов творчества юных; 3) Городского Дворца Творчества Юных, Дворцов культуры и т. Д
· Соотнеси свои интересы и возможности с вариантами выбора (см. таблицу 8).
· Просмотри свой распорядок дня и определи, каким временем ты располагаешь: какие дни и часы у тебя наиболее свободны от обязательных занятий (уроков в школе, занятий у логопеда, психолога и т.д.).
· Если время занятий в выбранном кружке тебя устраивает, согласуй свой выбор с родителями.
· Запишись в кружок (секцию), внеся уточнения в свой распорядок дня.
· Начиная заниматься в том или ином кружке (секции), помни: каждое дело требует определенного труда и терпения, заметные для окружающих результаты (дипломы, грамоты и т. д.) порадуют тебя и твоих родных, скорее всего, не сразу! Отмечай на линейке достижений те усилия, которые ты приложил, а также приобретенные знания и умения.
Интересное дело – само по себе уже награда!
Таблица 7
Мои интересы, потребности и возможности
|
|
|
||||||
Делать что-то руками |
||||||||
1 |
|
|
||||||
2 |
|
|
||||||
3 |
|
|
||||||
4 |
|
|
||||||
Выполнять физические упражнения |
||||||||
1 |
|
|
||||||
2 |
|
|
||||||
3 |
|
|
||||||
4 |
|
|
||||||
Заниматься музыкой |
||||||||
1 |
|
|
||||||
2 |
|
|
||||||
3 |
|
|
||||||
4 |
|
|
||||||
Получать углубленные знания по предметам |
||||||||
1 |
|
|
||||||
2 |
|
|
||||||
3 |
|
|
||||||
4 |
|
|
Таблица 8
Анализ вариантов выбора
Заполняя таблицу, обсуждай варианты выбора с родителями
Информация о кружках и секциях
Варианты выбора |
Где находится? |
Время |
Условия |
Дополнительная информация |
||||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||
Я выбираю: |
|
|||||||
1) |
|
|
|
|
|
|||
2) |
|
|
|
|
|
|||
3) |
|
|
|
|
|
|||
4)
|
|
|
|
|
|
|||
Копилка полезных советов
Выделение главного
Тебе, конечно, хорошо известна народная мудрость о том, что всех дел не переделать?
Действительно, часто человеку мешает начать выполнение какой-то работы мысль о слишком большом ее объеме. Поэтому необходимо научиться выделять главное.
Запиши все дела, которые тебе предстоит сделать.
Отметь маркером (текстовыделителем) одного цвета самые важные из них – те, которые необходимо сделать в первую очередь.
Другим цветом выдели те дела, которые можно отложить до выходных дней, выпиши их на отдельном листе и прикрепи этот список магнитом к холодильнику (или на другое видное место).
Третий маркер тебе пригодится, чтобы выделить дела, которые можно отложить до каникул; выпиши их. Вложи список в отдельную папку "что я буду делать на каникулах".
А может быть, есть что-то, что вообще можно не делать? Если такие дела найдутся, оставь их невыделенными.
Как преодолевать проблемы в общении
Если ты чувствуешь, что может возникнуть конфликт, или ты уже вовлечен в него, воспользуйся основными правилами "безопасного" общения:
1. Спроси себя: "значительны ли разногласия во мнениях?"
2. Подумай, подходит ли время, место, твое настроение и настроение собеседника для обсуждения возникшей проблемы.
3. Вежливо скажи другому человеку, что ты думаешь по данному поводу. Изложи собственную позицию и свое принятие позиции другого (то есть продемонстрируй готовность выслушать и попытаться понять позицию другого человека).
4. Спроси собеседника, что он думает о проблеме.
5. Внимательно выслушай ответ. Постарайся сохранять спокойствие и не посылать негативных сигналов при помощи мимики и жестов.
6. Подумай, почему другой человек выбрал эту позицию.
7. Предложи компромисс, учитывая мнения и чувства обеих сторон.
ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ
О вредных привычках и необходимости их искоренять говорят много и часто. Нам бы хотелось уделить внимание привычкам-помощникам, от которых в немалой степени зависит успех не только в учебе, но и в любом другом деле.
Полезных привычек множество: привычка делать зарядку по утрам, привычка умываться, причесываться, следить за своей одеждой, принимать пищу, делать уроки в одно и то же время и т. д. Человек, у которого эти привычки выработаны, с одной стороны, заботится о собственном здоровье и эмоциональном комфорте, с другой стороны, приносит пользу окружающим, которым приятно с ним общаться.
В этой книге мы коснемся того, что объединяет все полезные привычки и обеспечивает их приобретение человеком, – ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ.
Вспомни, какие чувства возникали у тебя, когда тебя просили (а еще хуже – заставляли!) сделать какое-нибудь не очень приятное дело, например, сесть за уроки? Очень неприятные ощущения? Скорее всего, да. А теперь вспомни, какие чувства ты испытывал, когда неинтересная работа была выполнена? Наверное, это были очень приятные ощущения: свободы, победы, легкости.
Именно ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ и дарят нам такие чувства. Кроме того, они помогают нам быстро сделать нудную работу, получить знания, добиться успеха в учебе и других делах. Важно только не отмахиваться от их помощи, а "приручить" их, сделав своими постоянными спутниками в жизни.
Слово "воля" обозначает свободу, собственное мнение и желание человека.
Тот, кто может управлять собственной волей, по-настоящему свободен!
Если ты принял решение "подружиться" со своей волей, попробуй выполнить следующее:
1. Каждый день в течение недели делай по 1 делу, которое ты больше всего не любишь делать. Ежедневно фиксируй результаты в блокноте.
2. В конце недели подведи итоги по записям.
3. Соблюдай в течение следующих двух недель составленный ранее распорядок дня, занося результаты в блокнот.
4. Подведи итоги всей проделанной работы. Если ты почувствовал, что волевые усилия уже помогают тебе в учебе, продолжай соблюдение режима дня. В противном случае, попробуй снова начать с 1 пункта.